Наше «Призвание»

30 апреля 2019

«Призвание» - так назывался творческий проект преподавателей струнных инструментов ДМШ и ДШИ города Москвы. Его реализация шла в течение всего 2018-2019 учебного года. Все мероприятия проекта были нацелены на повышение профессионального уровня преподавателей, расширение методического опыта, поддержку талантливых исполнителей и приобретение ими сценической практики.

С декабря по апрель на различных творческих площадках столицы проходили мастер-классы, семинары, методические встречи, концерты. Их проводили наиболее опытные, высокопрофессиональные преподаватели отделов «струнные инструменты» ДМШ и ДШИ города.

В рамках проекта были представлены разнообразные тематические направления:

·         Обучение на струнных инструментах в условиях процесса оптимизации современного музыкального образования.

·         Коллективное музицирование, как одна из важнейших мотиваций музыкального образовательного процесса.

·         Инновационные методы и формы совершенствования методики преподавания в классе струнных инструментов

·         Особенности репертуарной политики и презентации новых пособий.

Мероприятия проекта соответствовали специальностям, относящимся к отделу «Струнные инструменты»: скрипка, виолончель, арфа. Преподаватель нашей школы по классу виолончели Е.В. Гурова стала участницей ряда интересных мероприятий, относящихся к специальности «Виолончель».


В первую очередь – это цикл из четырех лекций-семинаров выдающегося виолончелиста, профессора Л.Б. Евграфова. Он проходил под девизом «Сохраним лучшие традиции отечественного виолончельного искусства». В рамках этого цикла Лев Борисович много рассказывал, непринужденно общался со слушателями, демонстрировал записи собственного исполнения редких произведений старинной музыки, и в конце каждого семинара проводил небольшой мастер-класс с юными музыкантами – нашими учащимися.

Лев Борисович – музыкант с огромным опытом и богатейшей исполнительской практикой. Общение с таким признанным мастером ценно не только для взрослых музыкантов, но и для начинающих свой путь юных виолончелистов. Некоторые лекции из этого цикла посетила Михеева Настя – ученица нашей школы по классу виолончели, а также бывшая выпускница класса преподавателя Гуровой Е.В. - Мещерякова Ирина, ныне студентка КМТИ им. Г. П. Вишневской.

Из других мероприятий проекта особенно запомнилось методическое сообщение преподавателя «ДМШ им. Н.А. Алексеева» Смирнова Д.А. на тему «Особенности использования штрихов в барочной музыке». Его рассказ сопровождался показом учащихся и демонстрацией ими различных штриховых приемов на примере произведений эпохи Барокко. Преподавателем были даны рекомендации по оптимальной организации обучения учащихся данным штриховым навыкам.


Покорил и удивил своим высочайшим уровнем открытый урок ведущего педагога класса виолончели города Москвы Т.Я Гульдан. Учащийся 3 класса (предпрофессиональная программа) исполнил произведения, которые входят в золотой концертный репертуар виолончелистов-профессионалов – «Лебедь» К. Сен-Санса и «Экспромт» А. Арутюняна. Исполнение было по-настоящему музыкальным, осмысленным, ярким. Внимание сразу же привлекла безупречная постановка рук, красивый звук, чистота интонации, свобода владения вибрацией… Именно на тему постановки рук было задано очень много вопросов присутствующими педагогами, Татьяна Яковлевна каждому дала рекомендации, посоветовала упражнения, исходя из своего богатейшего педагогического опыта.

«Роль ансамблевого исполнительства в воспитании юного музыканта» - очень интересный и полезный открытый урок на эту тему провел Ф.А. Султанов. На уроке был показан ансамбль из 10 юных музыкантов-виолончелистов. Было видно, что учащиеся увлечены сами процессом музицирования, поэтому их игра так увлекает и слушателей. Ребята исполнили два произведения: «Красный сарафан» А. Варламова и «Контрданс» Л. Бетховена. Особенностью работы этого учебного ансамбля является то, что педагог практикует смену концертмейстеров 1 и 2 группы виолончелей. Такой подход позволяет каждому участнику ансамбля почувствовать себя и в роли лидера, и в роли ведомого. Это очень важный не только музыкантский, но и психологический опыт. На открытом уроке ставилась задача справиться с исключительно важной ролью - концертмейстера ансамбля, и давались рекомендации для достижения этой цели.


Вот такой познавательный и яркий проект-событие объединил вокруг себя методическую работу преподавателей отдела «Струнные инструменты» в текущем учебном году. Он подарил радость общения с выдающимися музыкантами и большими мастерами, обогатил опытом, репертуаром, вдохновил на новые творческие планы.

/Материал подготовлен Е.В. Гуровой/