Концерт на рояле «Boganyi»

18 марта 2019

22 января 2019 года в фойе Малого зала Московской Государственной Консерватории состоялся удивительный концерт, где нашим ученикам посчастливилось играть на знаменитом рояле «Boganyi». Его организатором была Валерия Алексеевна Блок, вдова композитора Владимира Блока, Президент Российского Общества Эдварда Грига и Президент Общества венгерской музыки и музыкальной педагогики. 22 января – День венгерской культуры в России, этому празднику и был посвящен концерт. Перед началом концерта с приветственным словом выступила Анита Хедьи, директор Венгерского культурного, научного и информационного центра, атташе по культуре. Она рассказала о большой дружбе между Венгрией и Россией, о сотрудничестве стран в области культуры, пожелала музыкантам больших творческих успехов. В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов – юные музыканты из детских музыкальных школ города Москвы, студенты Российской Академии Музыки имени Гнесиных и Московской Государственной Консерватории. От нашей школы выступали Алёна Семерикова (преподаватель Нина Ивановна Куколева) и фортепианный дуэт Мария Слисаренко и Мигран Микаелян (преподаватели Нина Ивановна Куколева и Елена Николаевна Кемова). Прозвучали произведения В. Блока, Ф. Листа, И. Брамса, П.И. Чайковского, Ф. Шопена, А.П. Бородина, Б. Бартока, Э. Грига, К. Дебюсси.

Все присутствующие – слушатели, маленькие музыканты, их родители и педагоги – испытывали невероятные эмоции. Поражал воображение внешний вид этого рояля будущего: не то звездолёт, готовый к старту, не то черный лебедь, стремящийся ввысь. Черный корпус контрастировал с чугунной рамой красного цвета внутри инструмента. В профиль рояль похож на поперечное «V». Глядя на его футуристический стиль с обтекаемыми формами, подумалось: да, именно таким и должен быть в наш космический век король инструментов. Даже банкетка у рояля выполнена в едином с ним дизайне и оказалась очень удобной не только для солистов, но и для нашего фортепианного дуэта. Звук инструмента очень певучий, изумительное звучание на piano и pianissimo, поражало многообразие звуковых градаций внутри этого динамического диапазона.


Над созданием этого чуда около 10 лет трудилась команда конструкторов, дизайнеров, фортепианных техников, а идейным вдохновителем и разработчиком стал известный венгерский пианист Гергей Боганьи. Его именем и назван рояль. На сегодняшний день в мире существует четыре рояля «Boganyi». Презентация первого инструмента состоялась в январе 2015 года в Будапеште, где он находится в настоящее время. В 2017 году один из роялей был подарен культурному центру «Дом музыки» в Хельсинки по случаю 100-летия независимости Финляндии, еще один находится в Норвегии, четвертый передан в дар Московской Государственной Консерватории.

Конструкция рояля «Boganyi», кардинально отличающаяся от конструкции классического рояля, создает звучание, способное соперничать с роялями ведущих марок. Важные новшества, касающиеся механики, особенно использование углепластика в качестве материала для изготовления резонансной деки с рифленой поверхностью, и, не в последнюю очередь, современный дизайн рояля делают этот инструмент единственным в своём роде. «Совокупность этих новшеств дает сильный, богатый полутонами звук, обеспечивает более ровное звучание инструмента, одновременно увеличивая время затухания звука, напоминая тем самым звучание старых роялей», – говорит об инструменте Гергей Боганьи. В отличии от своего деревянно-железного предшественника он не подвержен воздействию большинства внешних факторов – перепадов температуры, жары и холода, влажности и сухости. У инструмента две широкие ноги вместо 3-х, служащие акустическими отражателями и усилителями звука. Благодаря этому ноу-хау звук не только улетает от пианиста в зал, но и обволакивает его, позволяя хорошо слышать себя в любых неблагоприятных с акустической точки зрения залах. По словам создателей рояля, была заново продумана вся архитектура инструмента и его внутреннее строение, изучены и переосмыслены функции каждой из 18 тысяч деталей – почти сплошь ручная работа. «Задача, которую я себе ставил, – как можно дальше уйти от ударной природы фортепиано», – сказал Гергей Боганьи.

Вот на таком уникальном рояле выпала честь играть нашим ученикам. Хочется выразить огромную благодарность организаторам за возможность участвовать в этом концерте и прикоснуться к сенсационному творению.


/Материал подготовлен Кемовой Е.Н., Куколевой Н.И. /